Сайт лаборатории Астанов - настоящие искусственные приманки.

Этот сайт создан для тех, кто любит ловить на искусственные приманки и мастерить эти приманки своими руками.

Осевые грузы вращающихся приманок
(с разрешения редакции журнала "Рыбацкое подворье").

Мы уже говорили , уважаемый читатель, о том, что наиболее сложные приманки это вращающиеся блёсна. Их сложность заключается не в производстве. На сегодня существует много разновидностей технологий изготовления таких приманок. Сложности возникают тогда, когда появляется желание математически описать движение блесны в воде и взаимодействие всех её частей. "Вертушка" по многообразию форм оставила позади все искусственные приманки для спиннинга вместе взятые. Есть ли нужда обычному рыболову-любителю докапываться до тонкостей математической модели поведения этой замечательной помощницы спиннингиста в воде? Давайте попробуем оставить математические лавры Лобачевским, но, памятуя о том, что рыбу всё же ловить нам - пройдём самым простым путём. Для этого мы вспомним и опишем наиболее общеупотребимые варианты тех или иных частей этой уникальной приманки с упоминанием их возможностей и сопутствующих достоинств той или иной части вертушки. О хомутиках дужках у нас уже есть некоторое представление. Хомутик я назвал бы "сердцем" вертушки. Лепесток, это, конечно же, "душа" приманки. Но если есть "душа", то не худо бы подобрать и "тело". А "тела" это осевые грузы блёсен. Рис.0

И потому что находятся в непосредственном взаимодействии с остальными частями приманки, и потому, что, оставаясь мало подвижными, в сравнении, например с хомутиком или лепестком, всё же оказывают столь же большое влияние на характер движения и возможности блесны. И, коль скоро речь пошла о грузах-телах, упомянем о том, что от этой детали конструкции зависят и удобство в производстве (технологичность), и характер воздействия на рецепторы рыбьего организма (оптическое, звуковое воздействие или его отсутствие, эл. магнитные колебания создаваемые телом блесны, химическое воздействие на вкусовые рецепторы), и дальность заброса приманки, и положение блесны в полёте, дополнительные возможности в виде замены крючка или способность противостоять закручиванию лески. Это не полный список из того, о чём нам предстоит говорить сегодня. Только для перечисления всех качеств потребуется довольно много времени, а потому не будем его терять, и перейдём к более детальному описанию различных вариантов этой детали вертушки, что поможет нам не только при конструировании подобных вещей, но и пригодится непосредственно в процессе лова. Знать возможности той или иной приманки и умение применять их, соотносясь с условиями существующими на водоёме, где ведётся лов, это одна из основных составляющих рыбацкого успеха. Большинство вертушек на которые ведётся лов спортсменами и любителями производится не в маленьких мастерских-студиях, а на довольно больших предприятиях, где фирмы, продающие этот товар, размещают заказы на изготовление различных частей блёсен и потому отличия в осевых грузах-телах существуют прежде всего в технологии изготовления. Это в свою очередь определяет внешний вид, но мало сказывается на эксплуатационных характеристиках блёсен. Для наглядности рассмотрим два примера. Рис.1 и Рис.2 оба тела-груза предназначены для увеличения дальности заброса. И в тоже время конструкторы пеклись об отсутствии захлёстов крючка-тройника за леску. Об этом свидетельствует увеличение диаметра груза ближе к месту крепления тройника. Первый вариант Рис.1

был изготовлен методом литья из свинца с последующим окрашиванием для более мощного воздействия на мозг рыбы. Если сигналы поступают от нескольких рецепторов одновременно (слух, зрение, боковая линия и т.д.) то такая приманка имеет преимущества и чаще схватывается рыбой. Второй вариант Рис.2

также предназначен и для устойчивого положения блесны в полёте (смещение центра тяжести к "хвостовой" части приманки) и для воздействия на органы зрения рыбы – груз-тело выполнен как имитация личинки насекомого с контрастным покрытием флуоресцентными красками, но сам груз при этом изготовлен из прутковой латуни методом точения на токарном станке. Для рыболова-любителя тот факт, что оба груза выполнены по различным технологиям, имеет очень малую значимость (этот вопрос в компетенции экологов и технологов) и вот вам результат мы имеем очень разные на первый взгляд грузы-тела, но это только внешние отличия. Как видите при столь разнящемся внешнем виде, внутренняя сущность остаётся прежней. Теперь для подтверждения тезиса о том, что вертушки самые многообразные представители в классе искусственных приманок рассмотрим прямо противоположную ситуацию, когда внешняя схожесть на поверку оказывается только кажущейся. По сути своей варианты здорово разнятся, даже если неискушённому глазу они и кажутся весьма подобными. Изучим Рис.3

Внешне очень напоминает вариант представленный на Рис.1. Более того - изготовлен он также методом литья из свинцового сплава с последующим окрашиванием. Также воздействует на рыбу оптически и также ведёт себя в полёте, исключая возможность захлёста, но то, что центр тяжести смещён не только ближе к месту крепления крючка-тройника, но и ниже проволоки оси почти исключает закручивание лески во время проводки блесны в быстром темпе. Это очень актуально при применении дорогостоящих плетёных шнуров. Одна неверно подобранная вертушка может испортить вам настроение на всю рыбалку, если выведет из строя ваш шнур. На этом важном качестве тел-грузов хотелось бы остановиться более подробно. Вот один из вариантов исключающих перекручивание лески. Рис.4

Схема работает следующим образом - проволочная ось свободно вращается в петлях из металлических пластин, вплавленных в тело рыбки отлитой из свинца и окрашенной соответствующим образом. Даже при быстрой проводке проволочная ось свободно вращается в петлях, а груз-тело при этом упирается в шарик играющий роль упорного подшипника и таким образом исключает скручивание лески или шнура. При всех достоинствах вышеприведённой схемы язык не повернётся назвать её технологичной. Даже человеку не сведущему в технических тонкостях понятно, что исключить участие человека на всех этапах производства такого груза, как говорили классики – архисложная задача. Вот потому большее распространение получил груз изображённый на рис.5

Не смотря на то, что в сравнении со схемой на рис.4, предлагаемый вариант менее эффективен как противокрутящий механизм, он получил широкое распространение благодаря своей технологичности и ещё одному, несомненно, полезному качеству – возможности быстрой замены крючка-тройника на любой другой вид крючка. Такая возможность весьма высоко ценится рыболовами-любителями, и фирмы продающие приманки идут на "жертвы" даже в ущерб технологичности при производстве, лишь бы предоставить возможность оперативно менять такую важную часть приманки как крючок. Пример на рис.6 и рис.7. На рис.6 изображён вариант груза-тела, изготовленный посредством навивки свинцовой ленты с последующим окрашиванием,

что очень упрощает изготовление и снижает энергозатраты на производство приманки, исключая процесс литья. Добавьте, что экологически более чистое производство (нет литья свинца), также более выгодно производителю, и вы поймёте от чего приходиться отказываться только для придания дополнительной возможности по замене крючка. На рис.7 такой же вариант, но плюс возможность замены и изготавливается в литейной машине.

Впрочем, во многом такие нюансы зависят и от возможностей фирм производителей. На предлагаемом вам рисунке очень технологичный, экологически безопасный и с сохранением всех важных достоинств по возможности замены крючка вариант. Рис.8

Этот груз-тело был выполнен на токарном станке. Часто рыболовам приходиться изготавливать грузы-тела в домашних условиях. И многие ссылаются на сложности, возникающие при сверлении прутка из латуни, т.к. это требует наличия высокоточного оборудования для сверления отверстия под проволочную ось приманки. Но если приложить немного старания и смекалки, то сверление окажется не таким уж и необходимым, помимо всего прочего можно получить дополнительные положительные качества тела –груза, например, эксцентричность, что исключит закручивание лески. На рис.9 есть такой вариант. Пазы пропилены обычной ножовкой по металлу.

Груз-тело не самая сложная часть вращающейся приманки и потому вполне доступен для изготовления в домашних условиях. Много сложнее обстоит дело когда речь заходит о производстве сверхтяжёлых сердечников из вольфрама и его сплавов. Но здесь можно "выкрутиться". В нашей лаборатории появились на свет два способа нигде прежде в литературе не описанные по изготовлению сверхтяжёлых сердечников из вольфрама. Самое на мой взгляд любопытное то, что оба варианта предложены рыболовом-женщиной Астановой Жанной. На рис.10 вариант подразумевающий использование тонкой (от 0,2 мм и тоньше) вольфрамовой проволоки. Достоинство этого способа в том, что он при своей простоте позволяет получить очень презентабельный вариант тела-груза, не уступающий по эстетике лучшим образцам.

Для тех, у кого возникнут сложности с приобретением вольфрамовой проволоки, существует способ, предложенный на рис.11. В этом случае используется вольфрамовый пруток, причём в дело идут самые незначительные кусочки-обломки электродов, и потому раздобыть их не составляет труда. Также не потребуется ни сверления, ни каких-либо других сложных видов обработки вольфрама, что всегда прежде вызывало известные затруднения при изготовлении подобного рода грузов-тел.

Подобного рода работы больше напоминают вязание мушек и стриммеров нежели изготовление "сердечников" для вращающихся блёсен. Несколько особняком стоят тела-грузы, обладающие специальными свойствами. Необычность их внешнего вида сразу бросается в глаза. Это могут быть как, например, тела для создания при проводке дополнительных звуковых колебаний как на рис 12.

так и их полная противоположность – "молчаливые" грузы. Чтобы исключить возникновение звука при проводке блесны груз заключают в оболочку из пластика. Рис13. И используют пластиковый хомутик, о чём мы уже говорили в предыдущих номерах журнала.

Есть замечательно простые решения довольно сложных технических задач. Так в одной из блёсен конструкторы использовали своё знание гидродинамических процессов и сместив центр тяжести груза в "хвостовую" часть приманки изменили форму таким образом, что почти исключили такое явление как "дифферент на кормовую часть" блесны, что очень часто приводит к сложностям при включении лепестка в работу. Рис.13а.

В завершении нашего разговора мне бы особо хотелось отметить груз-контейнер позволяющий сделать приманку много функциональной. Можно не только менять вес самого груза (что очень важно при проведении каких –либо экспериментов) но и помещать внутрь контейнера ароматические вещества, что позволяет в отдельные дни, когда рыба мало подвижна, активизировать клёв, облегчая рыбе задачу по ориентации на приманку при помощи "следа запаха", оставляемого в воде таким контейнером.

Существуют и грузы-тела, создающие помимо звуковых колебаний ещё и электромагнитные, но это тема для отдельной статьи.

Астанов И.

На Сайт лаборатории Астанов- настоящие искусственные приманки.

Hosted by uCoz