Как одна из составляющих успеха в лове рыбы на искусственные приманки, много раз указывалась в средствах массовой информации оптимизация снасти. Соответствие отдельных частей снасти одна другой и получение, таким образом, единого отлаженного "механизма" важная и необходимая часть работы. Существенным пробелом при этом, оказывается почти полное отсутствие публикаций о "работах" над ещё более значимым "элементом" - самим рыболовом. Можно сколь угодно тщательно готовить всю снасть, но если не будет уделяться столь же значимое внимание миропониманию самого рыболова, многие из современных способов лова останутся невостребованными или будут возникать сложности в освоении тех или иных методов и приманок. Нет надобности, подвергать сомнению утверждение, что осмысленные действия основанные, пусть и на чужом опыте, принесут много больше пользы чем просто слепое копирование, чьих бы то ни было действий.
Дети, в их непосредственной тяге к постижению, являют собой замечательный пример того, как человек легко усваивает практический материал, не имея предыдущего теоретического опыта. Но со временем обременённые стереотипами и повзрослевшие дети утрачивают эту естественную способность. Можно проводить аналогию между рыболовами со стажем и взрослыми людьми, между новичками в рыбалке и детьми, только начинающими свой жизненный путь. То, что для рыболова из разряда "бывалых", станет неразрешимой задачей, может быть легко принято человеком неискушённым в рыбалке. При таком развитии событий, новички имеют значительно больше шансов на скорейшее освоение новых приманок и способов лова, чем рыболовы записавшие на свой счёт уже не одну победу над крупной рыбой, и потому, отягощённые былым опытом, каковой может играть роль двоякую – в одних случаях потребуется его применение, в других же будет необходим полный отказ от прежних теоретических знаний.
Многие из тех, кто держит в руках спиннинг лет 15, скорее всего, начинали свою рыболовную карьеру ещё пацанами-пионерами с удочкой в руках. При лове удочкой с поплавком, ничего пояснять не приходится – всё замечательно укладывается в уже существующие у человека стереотипы. Насадка на крючке рассматривается рыбой как пища. В случае применения поплавочной удочки такое утверждение не требует доказательств и следовательно принимается как аксиома. Далее, когда человек переходит к лову на спиннинг, опыт приобретённый с удочкой в руках становится основой и искусственные приманки, применяемые при этом, тоже классифицируются рыболовом как пищевые объекты рыбы, на которую рыболов ведёт охоту. Способы окраски приманки производителем, могут только укрепить коллегу в этой мысли. Для примера достаточно вспомнить воблеры с однообразной окраской "под рыбку". Меняются только цвета тела "рыбки". Правда, есть ещё и "гусеницы", "кузнечики", "жуки", но это не самые популярные модели, кроме того, это также не что иное, как "имитация пищевого объекта". Тело воблера в виде знойной блондинки, выпущенного одной из западных фирм, рассматривается рыболовом как проявление чувства юмора со стороны конструктора приманки или как способ выделить свой продукт на рынке. Между тем, можно воспринимать подобного рода шаг и как сатиру в адрес рыболовов павших жертвой стереотипа. Но задача производителя, в конечном итоге, продать производимый продукт, и тут уже не до пояснений – проще использовать применяемую схему, чем менять что-либо в сознании рыболова-покупателя. Добавьте к существующей ситуации в производстве приманок комплекс знаний о животном мире преподносимый в средней школе (речь идёт о средних школах в рамках бывшего СССР) и налицо удручающая картина – рыболовы ничего не знают о рыбе. Как иначе можно объяснять действия известной организации производящей "вертушки", выпустившей целую серию приманок этой категории в виде "рыбки"?
Между тем, никогда вертушка не была для рыбы пищевым объектом, и каждая мало-мальски "образованная" рыба, сумеет отличить "кусочек железа" от тех объектов, что употребляются ею в пищу. Рыба отнюдь не "безмозглое существо", обладающее небольшим набором безусловных рефлексов. Все те свойства, что человек приписывает себе как высшему существу – способность к обучению и обмен информацией с подобными себе доступны и для рыб. Рыбы куда более совершенные существа, чем ПРИВЫКЛИ считать рыболовы. Проведите простой опыт. На водоёме где в достаточном количестве присутствует молодь щуки поставьте перед небольшого размера воблером стриммер на отдельном недлинном поводке.
Молодь щуки будет атаковать стриммер во много раз чаще чем воблер. При этом стриммер, проведённый без воблера, не провоцирует поклёвку. Обратная картина наблюдается при применении той же снасти по отношению к половозрелым особям щуки. Стриммер почти всегда остаётся нетронутым и объектом атаки служит в основном воблер. Замечу, что в этом случае, воблер тем уловистее, чем больше его размер. Но, самым важным наблюдением в этом опыте станет то, что воблер сам по себе (без довеска в виде стриммера) не вызывает у щуки интереса. Некоторые рыболовы пользуются таким знанием и часто при лове щуки ставят стриммер (даже не на крючке, а просто на проволочке связанный, чтобы избежать зацепов) перед воблером как средство резко увеличить количество поклёвок в том случае, если рыба не проявляет пищевой активности. Желудки выловленных щук пусты. Не сторонник каких бы то ни было объяснений, но в рамках тех же существующих стереотипов могу предположить, что и в случае с молодью, и в случае с половозрелыми особями, имеет место конкуренция. Но в первом случае с молодью это конкуренция за предполагаемую пищу, во втором случае решающий фактор быть или не быть атаке принадлежит территориальным интересам рыбы – устранение самого конкурента. Как видите, рыбы способны обучаться, и тонко чувствуют происходящие изменения и в водоёме, и в самих себе. Подтверждают такие рассуждения те случаи, когда лов ведётся в водоёмах где присутствует в большом количестве половозрелая щука, но все особи имеют примерно одинаковые размеры тела. Воблер для них, в этом случае, оказывается, как и в варианте с молодью щуки, малоинтересен. Можно делать вывод о том, что решающее значение имеет не возрастное замещение одного безусловного рефлекса другим, но "понимание" щукой ситуации сложившейся в водоёме. Что даёт такое знание рыболову? Предполагая в рыбе только пищевую активность, рыболов может использовать весьма ограниченный круг приманок рассчитанных на "общепит". Между тем, если не отказывать нашим "партнёрам" по "игре в рыбалку", в каких-то иных проявлениях в их поведении, то тем самым можно увеличить количество результативных рыбалок, но, несомненно, более ценным будет приобретение знания об окружающем нас (рыболовов) мире, куда рыбы входят с полным правом называться весьма высокоорганизованными существами, коим не чужды и социальные мотивы.
Если предполагать за стайной рыбой умение сознательно строить своё поведение как отдельной особи в пределах самой стаи то уже никого не удивит целенаправленный лов ерша, плотвы и леща (не говоря уже об окуне) на зимнюю донную блесну с дополнительным подвеском. См. рисунок.